"Чадборн и Парк"

С первых дней своего существования Международный Союз (Содружество) адвокатов сотрудничает с одной из старейших адвокатских фирм США «Чадборн и Парк».

 

У истоков адвокатской фирмы
«Чадборн и Парк»

Адвокатская фирма в США представляет собой такую и форму организации коллективного адвокатского труда, когда адвокатов объединяет не принудительное направление в юридическую Консультацию, а взаимное желание работать и делить ответственность друг с другом. Адвокатская фирма действует как завершенная структура с правами юридического лица.

Лучше всего изучить, что такое адвокатская фирма на американском примере, где можно рассмотреть ее в историческом развитии и динамике сегодняшнего дня. Возможно, это позволит нашим первопроходцам избежать некоторых ошибок. Кроме того любопытно, как развивалась адвокатура без облагораживающего влияния Министерства юстиции, которого нет и никогда не было в США.

Адвокатская профессия исключительно популярна и престижна в Америке, где, как правило, счастливым концом многочисленных фильмов, включающих судебные процессы, является оправдательный вердикт присяжных. Да и право на защиту здесь обеспечивается с большим запасом. Если полицейский не сообщит в момент задержания соответствующий перечень прав, это будет грубейшим процессуальным нарушением.

А сам перечень впечатляет:

  1. Вы имеете право не давать показания.
  2. Все, что Вы скажете может быть и будет использовано против Вас в суде.
  3. Вы имеете право консультироваться с адвокатом и он может присутствовать на Ваших допросах.
  4. Если у Вас нет средств на оплату работы адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов.
  5. Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений.

Но вернемся непосредственно к адвокатской фирме, объединяющей адвокатов, которые хотят и могут работать друг с другом. Объединение сил дает возможность оказывать клиентам услуги по многим правовым вопросам, концентрировать усилия нескольких адвокатов на сложных делах, объединять получаемые гонорары в единый фонд фирмы, который впоследствии расходуется не только на выплаты адвокатам заработка пропорционально их вкладу в общее дело, но и на необходимые текущие расходы, включая аренду достойного помещения, например, шесть этажей «Чадборн и Парк» в самом известном и престижном здании средней части Манхэттена — Рокфеллеровском Центре. Или изящный двухэтажный особняк фирмы «Коб, Кол и Белл," состоящей из 20 адвокатов и расположенной в городе Дайтона Бич во Флориде, всегда обставляется с особой тщательностью и с упором на удобства как для юристов, так и ожидающих клиентов.

Управляется адвокатская фирма общим собранием адвокатов-равноправных партнеров, которые могут избрать управленческий комитет или партнера, ответственного за управление фирмой. Если фирма разрастается, для удовлетворения растущего потока клиентов и обновления поколений приглашаются дополнительные специалисты, которые либо сразу становятся партнерами, либо занимают позицию младшего адвоката, работая на фиксированной зарплате. Через несколько лет младшие адвокаты либо становятся партнерами, либо покидают фирму. Решение о принятии в число партнеров принимается только общим собранием адвокатов-партнеров. В среднем из 5 младших адвокатов только один становится партнером.

За грубые ошибки, допущенные отдельными адвокатами, естественно расплачивается вся фирма, так как любые удары по престижу и репутации весьма болезненны в условиях жесточайшей конкуренции. Однако бывают случаи, когда ошибки отдельных адвокатов приводили к юридической ответственности всей фирмы, а значит и партнеров, не имеющих никакого отношения к работе по делу, где была допущена такая ошибка.

Адвокатская фирма, специализирующаяся на правовом обеспечении бизнеса, должна мыслить и экономическими категориями. Например, развитие в фирме правовой экспертизы по тем или иным вопросам коммерческого права может обеспечить успех, доходы и новую перспективную клиентуру.

Отдельной проблемой является распространение работы фирмы в национальном или международном масштабе, т. е. открытие ее филиалов в других городах, регионах и странах. В США это бывает важно из-за трудностей допуска к практике и различий законодательства в разных штатах. Для местных адвокатов работа в филиале крупной национальной адвокатской фирмы дает возможность получить дополнительную методическую, финансовую и географическую базу, а, в конечном счете, дополнительную клиентуру.

Кстати говоря, дополнительную возможность концентрации сил можно взять из международной адвокатской практики, когда адвокатские фирмы из разных стран, не теряя самостоятельности, создают объединение фирм, позволяющее обмениваться клиентами и информацией о законодательстве.

Мы все вместе посмотрим как будут развиваться адвокатские фирмы в нашей стране, но хотелось бы показать в этой статье пути успешного развития на примере таких больших американских адвокатских фирм как «Чадборн и Парк», существующий более 100 лет. Пример первопроходца, и основателя этой фирмы вероятно, будет интересен нашим новаторам от адвокатуры.

Один вывод можно сделать однозначно: основатели долго живущих адвокатских фирм были людьми незаурядными. Томас Чадборн выделялся почти двухметровым ростом, хотя и не, началом биографии. В 1890 году в свои 19 лет он с немногими долларами в кармане был отправлен родителями искать свою самостоятельную судьбу в большом городе, как поступали в то время, да и сейчас большинство американских семей.

Перед этим он получил свое единственное в жизни среднее образование. Т. Чадборн никогда не заканчивал университета и не имел правового диплома, что не помешало ему в 22 года выдержать экзамен в адвокатуру штата Висконсин вторым из 35 кандидатов. Правда перед этим он несколько лет отработал за очень скромную зарплату как правовой подмастерье у сильного чикагского адвоката, прославившегося удачной защитой по нескольким уголовным делам. Потеряв на этой тяжелой, часто ночной работе киллограммов 20 и закончив заодно вечерние курсы стенографии, Томас набрался опыта, из которого вспоминает в своей автобиографии только совет своего патрона никогда не задавать в суде вопроса, в ответе на который он не уверен. «Глупые вопросы погубили много дел» — говорил закаленный защитник. (Правда, эта столетие назад открытая истина, плохо прививается у многих адвокатов. Не дожидаясь прихода серьезного корпоративного клиента Чадборн сам с помощью случая блестяще использовал возможность получить известность в деловом мире далеко за пределами своего городка, лишний раз доказав, что «адвоката кормят ноги.»

Прогуливаясь по городу, Чадборн заметил, что в конторе одной из известных торговых фирм спешно пакуются вещи. В этот же день он проверил по публикациям финансовую ситуацию фирмы и узнал, что недавно она распродала крупную партию новых акций, как можно было с учетом отъезда предположить не обеспеченную капиталом. Назревало банкротство, которое могло создать серьезные проблемы для кредиторов этой фирмы из других штатов, так как они узнавали сообщения о банкротстве позже местных кредиторов и оказывались в хвосте общей очереди всех кредиторов без перспектив получить какую-либо компенсацию за счет распродажи оставшегося имущества. Чадборн успел предупредить бизнесменов из Нью-Йорка и Чикаго и те к моменту официального объявления банкротства с помощью того же Чадборна успели подготовить и заявить свои претензии, получив компенсацию и, в итоге, подняв профессиональный престиж молодого адвоката.

В 1902 году, когда Чадборн основал офис в Нью-Йорке, успех его первого проекта зависел от возможности распространения миллионного выпуска облигаций, что в условиях развернувшегося кризиса, было практически недостижимо. Близкий к отчаянью Чадборн в разгар рабочего дня вышел на прогулку и увидел вывеску неизвестного ему банка. Не теряясь, он решительно вошел внутрь, познакомился с президентом банка, обосновал проект и на следующий день получил согласие на приобретение облигаций нового предприятия.

Когда не помогали прогулки, Т.Чадборн должен был работать головой. Когда его клиент — крупная сталелитейная компания в разгар промышленного кризиса нуждалась в больших кредитах она должна была как и все остальные испрашивать согласие на это и доказывать свою жизнеспособность знаменитому королю банкиров тогдашнего времени П. Моргану. Был получен отказ и президент компании сказал Т. Чадборну, что следующий день будет последним для фирмы. Знающий всю экономическую и финансовую обстановку и умеющий мыслить экономическими категориями адвокат сообразил, что Морган может купить акции компании вместо того, чтобы дать кредит, и что он будет нуждаться только в соответствующем обосновании для согласия антимонопольных органов федеральной администрации. Остроумное и экономически убедительное объяснение для правительства было предложено Чадборном и заключалось в следующем: лучше для экономики страны допустить слияние сталелетейных корпораций, чем их банкротство. Президент Т. Рузвельт, лично принимавший решение в этом конкретном случае, согласился с аргументацией Т. Чадборна и дал согласие. Клиент — одна из крупнейших корпораций — был спасен, благодаря находчивости адвоката.

Когда Т. Чадборн возглавлял Военный Торговый Совет и администрация США приняла решение направить в 1918 году американские войска на Дальний Восток, здравый смысл и политическое чутье не изменили ему. Он написал об этом: «Решение направить войска в Россию и Сибирь казалось мне одинаково глупым и бесполезным." Пользуясь возможностью разговаривать с Президентом США Вильсоном в это время, я выразил мое несогласие так резко, как было возможно. Когда Япония в то же время стала наращивать свой военный контингент на русском Дальнем Востоке, Т. Чадборн применил против Японии торговые санкции и заставил их отступить назад перед лицом серьезных экономических потерь от прекращения продажи шелка и других товаров в США.

Не оставляя адвокатского поприща Т. Чадборн участвовал в крупнейших торгово-дипломатических переговорах и в начале 30-х годов нашего столетия стал автором плана стабилизации международного рынка торговли сахаром, который был назван журналом «Форчун» одним из «величайших событий в деловой дипломатии» и за который Франция наградила его Орденом Почетного Легиона. Вильям Парк продолжил чадборновские традиции в основанной тем фирме и руководил ею до начала 60х годов.

Крупнейшие адвокаты американского бизнеса всегда были инициативными разработчиками глобальных экономических идей и старались всегда идти впереди своих клиентов. Именно поэтому они сами и основанные ими фирмы не потерялись на столетнем пути все возрастающей конкуренции профессионализма и амбиций.

Крупнейшие американские адвокаты не отделяют экономические, финансовые, правовые, а порой и законодательные вопросы и всегда готовы взяться за их решение в пакете. Практически никогда они пассивно не ждут клиента, новый закон или благоприятную ситуацию. Буйный антерпренерский дух основателей дал динамику развития их фирмам на длительный срок. Современные адвокаты больших корпоративных фирм в основном люди солидные, спокойные и приветливые, хотя до сих пор досужие журналисты стараются назвать их «браминами," а то и еще пуще: «львами," что уже совсем серьезное преувеличение.

Из вышесказанного напрашиваются два вывода для организации фирмы: тщательно разработанное партнерское соглашение с ясным решением вопросов, связанных с доходами, полученными за пределами работы адвоката в фирме, и необходимость создавать молодым адвокатам перспективу стать партнерами фирмы. Можно напомнить и о наличии в фирме специалистов, обеспечивающих адвокатскую экспертизу по всем основным направлениям правового обеспечения бизнеса.

Но обратимся к косвенным советам известного американского адвоката Камбла о необходимости организации быстрой и точной системы предъявления клиентам счетов.

Камбл пишет, что при решении вопроса о «завоевании репутации и привлечения клиентуры из числа крупных корпораций одной правовой компетенции еще недостаточно. При приеме адвокатов в фирму лично он обращал равное внимание на блеск ума и блеск ботинок и с возмущением писал об одном из адвокатов их флоридского отделения, который позволил себе прийти на работу в джинсах и с золотой цепочкой на шее. Нужно сказать, что внимание к форме одежды в адвокатских фирмах чрезвычайное. Не редкость распространение специального меморандума с напоминанием, что имеется только единственный шанс произвести хорошее первое впечатление на клиента и деловой стиль одежды играет в этом не последнюю роль.

Умение произвести хорошее впечатление на клиента играет в адвокатской фирме не меньшую роль, чем профессиональная квалификация, хотя идеальным считается сочетание одного с другим. Деловые или родственные связи партнера, обеспечивающие фирме солидную и постоянную клиентуру, ставят его в ряд с лучшими адвокатами фирмы.

Особое значение придается поддержанию на должном уровне престижа фирмы. Прямая реклама практически исключается. Один бруклинский адвокат выпустил спички, где крупно был написан вопрос: «Нужен ли Вам адвокат?» и номер его телефона. Ничего подобного солидная адвокатская фирма себе не позволяет. Я также не думаю, что те спички разожгли пламя интереса к тому адвокату, поскольку не только корпоративный, но и обыкновенный клиент ожидает от адвоката солидности и не суетности.

Прежде чем завершить эти довольно разрозненные заметки, хотелось бы сделать важный вывод, связанный с судьбой фирм: Совместимость людей для общей работы является, пожалуй, главным критерием прочности любой адвокатской фирмы.

Вы можете связаться с представительством «Чадборн и парк»

по телефону +7 (495) 974-24-24
по электронной почте:
moscow.office@chadbourne.com